Когда час пик в московском метро
Что происходит в метро ночью?
Вадим Калугин, машинист 1-го класса.
Московское метро – одно из самых красивых в мире. Старые станции, украшенные мрамором и лепниной, легко спутать с каким-нибудь императорским дворцом. Но москвичи любят метро не только за красоту: это самый надежный и безопасный способ передвижения по городу. Утром и вечером, когда автобусы и автомобили стоят в пробках, миллионы пассажиров спокойно едут по своим делам под землей.
Как часто ходят поезда в метро?
Сергей Ведяшкин/Агентство Москва
Московским метро пользуется, в среднем, 8,5 миллионов пассажиров в сутки. В часы пик, утром и вечером поезда ходят с интервалов в 90 секунд. Днем же поезда ходят примерно раз в 3 минуты. Правда, есть одна линия, где поезда ходят чуть реже: это участок от Александровского сада до Международной. Но им обычно пользуются мало людей.
Кстати, днем в метро можно увидеть не только пассажирские поезда, но и служебные. Они замедляют ход на станции, но двери не открывают и в вагоны войти нельзя. Чаще всего так перегоняют поезда в другое депо, например, для ремонта или покраски. А еще бывают поезда-путеизмерители. Например, на Арбатско-Покровской и Филевской линиях ходит диагностический поезд «Синергия». Он оценивает состояние путей, тоннелей и оборудования.
До какого времени работает метро в Москве?
Кирилл Зыков/Агентство Москва
Большинство станций метро открыты с 5:30 утра до часу ночи, некоторые станции вроде «Сокола» и «Аэропорта» открываются уже в 5:20. А последние поезда отправляются с конечных станций всех линий в 1:03 ночи. Так что фактически метро перевозит поздних пассажиров до двух часов ночи.
Почему часы на платформе показывают, когда поезд уехал?
Андрей Никеричев/Агентство Москва
Если вы были в московском метро, то наверняка обратили внимание на огромные электронные часы, которые висят над въездом в тоннель. На них указано московское время и когда уехал поезд. Многие всю жизнь гадают, зачем это знать? Но ответ простой. Эти часы – не для пассажиров, а для машинистов. Называются они интервалометром.
«Вообще, все поезда следуют строго по графику, но в часы пик, когда этот график может немного сбиваться, отправление поезда определяется по этим часам, – рассказывает машинист 2-го класса Антон Хлынин. – Когда поезд уезжает, часы обнуляются».
А вот табло, которое показывает время, оставшееся ДО прибытия поезда, в Москве есть лишь на нескольких линиях, да и то появились они недавно.
Почему поезда останавливаются в тоннеле?
Кирилл Зыков/Агентство Москва
Утром и вечером, когда в метро много пассажиров, поезда могут стоять в тоннеле, ожидая своей очереди. «Одновременно на линии бывает по два десятка поездов, и если у впереди идущего состава сбился график отправления, то стоять будут все составы позади», – объясняет Вадим Калугин, машинист 1-го класса.
Машинисты всегда готовы к экстренным ситуациям, говорит он. Например, нередко опаздывающие пассажиры решают в последний момент зайти в вагон при закрывающихся дверях, и машинисту приходится снова их открывать, задерживая состав.
А что происходит в метро ночью?
Андрей Никеричев/Агентство Москва
«Многие думают, что метро закрывается в час ночи, сторож вешает амбарный замок и идет домой, – говорит Антон Хлынин. – Но на самом деле, метро работает круглосуточно». Поезда ночуют либо в депо, либо прямо на станциях. У машинистов в это время перерыв на небольшой сон, 2-3 часа, в комнате отдыха. «Ночные смены у машинистов начинаются вечером, последний рейс заканчивается в 2.30 ночи, и до 5 утра мы спим в комнате отдыха, — объясняет машинист 1-го класса Ворку Бедассо. — Там всегда есть дежурный – взял чай, булочку – и пошел работать. Организм привыкает, и даже встаешь без будильника».
Пока поезда стоят, на линиях работают специалисты по ремонту. Они проверяют составы, осматривают пути. В это же время станции моют и убирают. А в пять утра возвращаются машинисты и снова готовятся перевозить пассажиров примерно до половины седьмого утра, пока не заступит новая смена.
Сколько зарабатывают машинисты в метро?
Сергей Киселев/Агентство Москва
Чтобы водить электропоезд, нужно иметь железную выдержку и способность быстро реагировать в экстремальных условиях. Поэтому и зарплата машиниста гораздо выше, чем средняя по Москве. Пока будущий машинист учится, он шесть с половиной месяцев получает стипендию 30,000 рублей. Дальше 3 месяца проходит стажировку с опытным наставником, а в конце обучения будущий машинист получает должность помощника. «Правда, многие обучение так и не заканчивают – остаются самые упорные», – говорит Вадим Калугин.
В дальнейшем все зависит только от самого кандидата: если он продолжает непрерывно повышать квалификацию и сдавать экзамены, то затем становится машинистом без класса, потом получает 3 класс, потом 2, потом 1. Высший класс – машинист-инструктор. Все экзамены на квалификацию сложные, но они влияют на зарплату. Например, машинист 3 класса получает около 80 тысяч рублей, а машинист 1 класса – до 120 тысяч.
Сейчас все машинисты — мужчины, но в советские годы женщины активно шли работать машинистами. Одна из них, Наталья Корниенко, водила поезда на Сокольнической линии 30 лет. Сейчас, большинство женщин в метро работают в службе движения.
Московский метрополитен: время открытия и правила пользования
Для жителей больших городов поездка на метрополитене — один из самых удобных способов быстро и без пробок добраться в нужный район. В отличие от наземного транспорта, метро более удобно для перемещения, так как поезда ходят строго по расписанию, а преодоление даже длинных расстояний займёт в несколько раз меньше времени, чем путешествие на маршрутных такси или электротранспорте.
В одной из крупнейших столиц в мире, в Москве, метро функционирует с мая 1935 года.
Расписание Московского метрополитена
Открытие веток метро в Москве происходит в 5:30 утра, хотя на некоторых станциях есть таблички, указывающие, что работа начинается с 5:35 или ещё несколько позже. В таком случае, станция открывается чётко в указанное время, и ни минутой ранее, независимо от объёма пассажиропотока. Время закрытия московского метрополитена, согласно информации на официальном сайте — час ночи.
Таким образом, все ветки московского метрополитена работают по практически одинаковому графику. В некоторых других городах разные ветки метрополитена открываются и закрываются в разное время, как, например, в Санкт-Петербурге.
🔥Лайфхак: Простой способ сэкономить до 90% на перелетах
Берегись — час пик!
Что такое час-пик известно любому городскому жителю. Этим понятием обозначается временной промежуток, когда в общественном транспорте появляется крупный наплыв людей. Переполненный наземный транспорт и личные автомобили обычно стоят в это время в пробках, а вагоны метрополитена забиты пассажирами.
Большинство организаций, компаний, учреждений и учебных заведений начинают свою работу в 9 утра, реже — в 8 или 10 часов утра по будним дням. Начиная с 6 часов утра в метрополитене постепенно увеличивается пассажиропоток. Часы с 8 до 9:30 считаются самыми напряжёнными по количеству пассажиров, поэтому тем людям, у кого нет острой необходимости пользоваться общественным транспортом именно в это время, лучше отложить свои перемещения хотя бы до 10 утра.
Вечерний наплыв начинается примерно с 16:30, когда в метро появляется большое количество студентов, едущих после занятий. С 17 и до 19 часов, в среднем, длится второй час-пик за день. После 19 часов в метро становится несколько свободнее.
В будние дни относительно спокойное время для поездки — до 7 утра, период с 11 до 16 часов, и время после 20 часов. В выходные и праздничные дни прирост потока пассажиров отмечается утром в субботу и вечером в воскресенье, в остальное время поездка может быть вполне комфортной.
Интервал движения поездов
Интервал движения — понятие, актуальное для любого вида транспорта. Им обозначают временной промежуток, который длится между прохождением одного и того же маршрута трамвая, троллейбуса, или же поезда метрополитена на одной ветке.
В метро отследить интервал между поездами одной линии очень просто — обычно на станциях есть специальные табло, которые отображают основную информацию по конкретному маршруту, текущее время, а также длительность ожидания прибытия поезда в минутах. Начало отсчёта интервала происходит с момента, когда первый вагон отходящего поезда метро входит в туннель на пути к следующей станции. Когда следующий поезд оказывается на этом же месте, происходит сброс текущего интервала, и начинается отсчёт следующего — такая схема разработана, чтобы машинисты понимали, как давно уехал поезд перед ними.
График движения составов метрополитена отличается на каждой линии, но обычно интервал движения не превышает 7 минут. Наиболее длительные промежутки ожидания пассажиры замечают во время открытия и закрытия линий — с 5:35 и до половины 7 утра, а вечером — с 23 часов до часу ночи.
На час-пик приходятся самые короткие интервалы — чтобы справиться с возросшим пассажиропотоком, составы курсируют, в среднем, каждую одну-две минуты. Во время обеда промежуток ожидания составляет около 3 минут.
Работа метро в праздничные дни
Кроме обычного режима работы метро, существует также особый график функционирования подземки — он вступает в силу, если в конкретный день планируется большое количество пассажиров, которым нужно перемещаться по городу, например, глубокой ночью, или в нетипичное время, в отличие от нормального расписания работы транспорта. Круглосуточная работа метро в Москве не предусмотрена даже для праздничных дней, однако во время массовых праздников, например, на Пасху, Крещение и Новый год, поезда в метро курсируют на час дольше — до 2 часов ночи. Время открытия при этом не меняется — станции открываются, начиная с 5:30 утра.
Зачем закрывают метро на ночь?
Закрытие всех линий и станций подземки происходит в одно время — в 1:00. Эту информацию нужно учитывать тем людям, кому нужно проехать длительное расстояние, например, от Митино до Выхино — в таком случае нужно рассчитать для путешествия хотя бы полтора часа, не забывая о том, что после 23 часов интервалы хождения поездов увеличиваются.
К ночным поездкам в подземке вообще стоит относиться осторожно, в первую очередь, из-за так называемых ночных расстановок — это значит, что поезд может стать на «ночёвку», не доехав до нужной пассажиру станции. В таком случае неудачливому путешественнику нужно будет подняться на поверхность и воспользоваться услугами такси, либо идти домой пешком.
Чтобы приблизительно рассчитать время предстоящей поездки, можно воспользоваться картой метрополитена. В среднем, расстояние между станциями поезд преодолевает за 4 минуты, вместе с переходами. Стоит также прикинуть дополнительное время на остановки в тоннеле, время стоянки и просто про запас.
Почему подземка не может работать круглосуточно даже в праздничные дни, и начинает функционировать всегда не ранее 5:30? Дело в том, что даже ночью, когда метрополитен закрывается для пассажиров, он не прекращает работать. Однако ночь — время не для обслуживания пассажиропотока, а для технических работ, ремонта и чистки.
Ежедневный пассажиропоток московского метрополитена составляет примерно 6 миллионов человек. По сути, ночь — единственное время, когда работники метро имеют возможность проверить состояние всех рабочих элементов сложной системы, в том числе, путей, контактов, вагонов, электрических кабелей, эскалаторов.
После того как последние посетители покинут метро, сотрудники подземки отключают эскалаторы и основные электрические сети, оставляя только специальный свет для персонала. С контактного рельса отключается напряжение сети, все станции и тоннели моются, производится необходимый ремонт и профилактика. Ведь для того, чтобы днём вся система чётко функционировала без простоев и аварий, ночью все процессы должны быть идеально отлажены.
С двух часов ночи в подземке начинается рабочая смена персонала:
- машинистов;
- уборщиков;
- технических контроллёров;
- ремонтников и инженеров.
Всего в московском метро работает около 10 тысяч человек.
Уборка вагонов и путей происходит вручную и специальными машинами, моющими пылесосами. Поезда проходят процедуру мойки в специальных моечных комплексах, напоминающих автомобильные мойки. Ручная уборка внутри вагонов сочетается с дезинфекцией специальными растворами, а также ультрафиолетом. Составы, которые нуждаются в ремонте или профилактике, отправляют на технический осмотр.
В тоннелях, которые простираются на много километров, в это время курсирует специальный поезд, так называемая «брызгалка». Со скоростью 5-10 километров в час поезд разбрызгивает поток воды веером, чтобы смыть грязь, пыль и мусор с путей. Любые посторонние элементы могут послужить причиной появления пожара в туннеле, поэтому от них необходимо избавляться. Во время чистки тоннели полностью обесточиваются, чтобы нигде не произошло замыкание или возгорание.
Пути и коммуникации тоже подвергаются тщательной проверке. Ширина колеи, с точностью до десятых долей миллиметра, измеряется специальной машиной. В случае обнаружения отклонений от нормы, колею в срочном порядке ремонтируют. Любые неполадки на путях грозят сходом состава с рельсов на скорости. Кроме того, рельсы проверяют ультразвуком, чтобы обнаружить наличие трещин.
Советы по передвижению в метро
Основные правила и требования по использованию этого вида транспорта обычно оглашаются диктором — их могут слышать люди, которые перемещаются на эскалаторах. На каждой станции оборудованы борды и объявления с правилами.
Категорически не рекомендуется фото- и видеосъёмка головного вагона, где сидит машинист, со вспышкой — так можно незначительно или сильно ослепить главного человека во всём подвижном составе, от чьего зрения зависят жизни сотен его пассажиров.
Второе правило — не задерживать движение поезда. Если над дверьми зажглись красные огни, и слышен предупреждающий звуковой сигнал, значит, они закрываются, протискиваться и пробиваться в них нельзя. Просто подождите следующий поезд. Такое поведение пассажиров обычно приводит к задержкам поездов на линии, из-за чего другим машинистам приходится останавливать машину в тоннеле, пропуская впереди идущего.
Кроме того, нельзя ходить по неработающему эскалатору, пытаться провезти громоздкие багажи, велосипеды, оружие и легковоспламеняющиеся предметы. Запрещено курить и употреблять алкоголь.
Провозимый багаж можно размещать только на полу вагона, при этом он не должен пачкать окружающих или источать зловонные запахи.
Метрополитен в Москве — сложная транспортная система, которая в день перевозит население 6 городов-миллионников. Для каждого пассажира основные правила, схема и график работы метро — необходимая информация, которая даёт возможность успешно пользоваться этим видом транспорта.
«Эффект «Выхино», или к слову об убийственных маршрутах
На чем и как ездить в Москве? Радио «Вести ФМ» выясняет, какие районы столицы — самые недоступные, и какие станции подземки — самые загруженные. Корреспондент Алексей Чесноков попытался добраться с крайней точки юго-востока в центр мегаполиса разными маршрутами общественного транспорта и по пути выяснил, чем станция метро «Выхино» прославилась на весь мир и почему некоторые пассажиры выбирают исключительно наземный транспорт.
Чесноков: «Выхино» — станция метро, которая постоянно работает в режиме часа пик. Даже днем, когда, казалось бы, большинство людей уже на работе, ко входу здесь — не подступиться. Сейчас около 9 утра, и пассажиры, образовав довольно внушительное столпотворение, терпеливо по переходу пробираются к перрону. Ну что ж, я, пожалуй, тоже рискну занять свое место в поезде.
Добраться до перрона через переход — это еще полбеды. Гораздо труднее попасть в сам поезд. Мне это удалось только с третьей попытки. Толпа буквально внесла меня в вагон, и за своей спиной я услышал долгожданное объявление.
«Осторожно, двери закрываются. Следующая станция — «Рязанский проспект».
Станция «Выхино» уже стала легендарной среди транспортников. Во всем мире в качестве не самого положительного примера ее приводят эксперты в своих докладах и научных статьях. Термином «эффект «Выхино» они обозначают ситуацию, когда на первой станции в вагоны набивается столько людей, что на следующих пассажиры уже не могут войти в поезд. Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко отмечает, что загруженность сиреневой ветки московского метро зависит от многих факторов.
«Сама ветка Таганско-Краснопресненская работает на максимальных пределах проводной возможности метрополитена. Там курсирует всего 40 пар поездов в час пик. Плюс большие подвозящие маршруты автобусного транспорта из всех секторов востока и ближнего Подмосковья. Но вообще-то было проведено исследование, согласно которому львиную долю нагрузки на станцию «Выхино» производят жители окрестных жилых массивов, которые добираются до метро не на автобусе, а пешком».
Юго-восток Москвы действительно считается весьма густо населенным районом. В том числе, и из-за низких цен на жилье в самом городе и ближайшем Подмосковье. На станции «Выхино» пассажиропоток усиливается еще и из-за электричек, прибывающих сюда одна за другой. Станцию пассажиры используют как перевалочную. Отсюда до центра — 25 минут езды. В час пик, конечно, вагоны забиты до предела. Но, когда спешишь на работу, о комфорте забываешь, делится своими впечатлениями от очередной поездки москвичка Лариса Александровна.
«- Перегружено. Вся ветка перегружена. Особенно с открытием станции «Жулебино» — все равно очень все плотно.
— Оттуда уже полный поезд приезжает?
— Ой, там такие очереди стоят, что и не сядешь первой».
Возможность быстро добраться до работы — одно из преимуществ московской подземки. Пассажиры, хоть и жалуются на давку в часы пик, но всё равно в большинстве случаев выбирают метро, рассказывает жительница Москвы Наталья.
«- У меня дочь ходит в институт каждый день, говорит, здесь убийственно много народу.
— А вообще вы каким транспортом предпочитаете пользоваться?
— Метро. Я уже к нему привыкла как-то».
Это, может показаться нереальным, но из района Выхино можно добраться до самого центра столицы без пересадок наземным транспортом. Утром на троллейбусной остановке — ажиотаж чуть меньше, чем в метро. В очереди, в основном, те, кому нужно проехать всего несколько километров до места назначения. Офис Дениса — на Рязанском проспекте. Под землей его маршрут занял бы не более 5 минут. На троллейбусе — это семь остановок. С учетом пробок поездка может длиться полчаса, но по мнению москвича, она того стоит.
«Наземным больше нравится. Сравните наверху и под землей. Естественно, наверху. Мне просто нравится ездить наземным, особенно, когда солнышко, смотришь в окно. Это просто из-за впечатлений».
Помимо впечатлений и картинок за окном, отсутствия давки 63 троллейбус, действительно, оказывается весьма удобным, поскольку пересекает очень большое количество улиц и районов, среди которых — Рязанский, Нижегородский, Таганский и Китай-город. От Выхина до Лубянки — 40 остановок. Жительница района Любовь Михайловна подтверждает, что днём пассажирами троллейбуса, в основном, становятся пенсионеры, которым особо некуда спешить. Но и их набивается прилично. Свободные места появляются только ближе к конечной.
«Ну, троллейбус — он выгодный у нас тут. Станций метро сколько он проезжает — и «Таганку», и «Рязанку».
Безусловно, наземный транспорт удобен для передвижения внутри одного округа, а также для того, чтобы добраться в соседний район или к ближайшей станции метро. Именно так объясняет свой выбор Анастасия.
«Вожу ребенка в секцию плавания. Удобно, конечно, единственное — пробки. А метро нам не подходит, потому что мы живет на Рязанском проспекте».
В автобусах, троллейбусах и трамваях можно встретить и таких пассажиров, которые ни за что на свете не спустятся под землю. Даже если поверху им придется ехать целые сутки. Приступы паники, удушья и головной боли испытывает Нина Семеновна, когда оказывается в метро.
«- Так вот, если пробок нет, минут 15. А когда пробки — видите, еле тащимся. Не переношу метро. Там голова кружится, а здесь удобнее.
— Когда последний раз ездили в метро?
Страх, который люди испытывают в метро, как правило, безосновательный, говорят врачи. Часто пассажиры сами находят объяснение своей фобии, отмечает клинический психолог и кандидат психологических наук Мария Киселева.
«Это может быть связано с угрозой теракта или просто какой-то обстановкой, которая может быть некомфортной для пассажира. И есть такая непосредственная и малообъяснимая фобия метро, которая, опять же, может быть связана с социофобией, боязнью большого скопления народа и близкого контакта народа к себе, такое обжимание собственного тела. Или это может быть клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства».
Пробки — главный недостаток передвижения на наземном общественном транспорте. Движение с юго-востока по Рязанскому проспекту постоянно затруднено. Утром и вечером стоит Нижегородская улица, заторы возникают и в других местах. Чтобы добраться из Выхина в центр на троллейбусе, уйдет 2 часа. На метро — быстрее в пять раз. В будний день мало кто решится на такую поездку. Только ради любопытства. Что и сделала Елена, проехав вместе со мной маршрут от начала до конца и пожертвовав своим выходным днём.
«Долго, но зато интересно. Я вот после Таганки не знала дальше, как сюда ехать, хотя много, конечно, по времени. Но у меня оно сегодня есть».
А вот у тех пассажиров, которые ограничены во времени, вариант один — добираться с окраины в центр на метро. Либо выходить из дома на несколько часов раньше, чтобы сесть в наземный транспорт, хотя утром в нем тоже придется прилично потолкаться.
Собираем информацию о самых недосягаемых местах российской столицы!
Спецпроект «Городской транспорт»
Байки, рекорды и… монстры московского метро
04 Февраля 2019 17:16 Повод для гордости
Первый испытательный поезд Московского метрополитена был пущен 4 февраля 1935 года. Чем не день рождения столичного метро? В подарок несколько интересных фактов о подземке в нашем ежедневном «Поводе для гордости» – от баек и рекордов до вечных историй о монстрах города в городе.
Столичная подземка – исторически первый и крупнейший метрополитен СССР и современной России. В мире метро Москвы – шестое по интенсивности использования, пятое – по длине линий. Кстати, сегодня их — 14. Более 220 станций, в том числе одна законсервированная и четыре десятка с лихом объектов культурного наследия, почти столько же памятников архитектуры. К 2023 году метро получит еще 35 новых станций и, по всей видимости, не прекратит разрастаться, охватывая все новые точки города.
Первая линия московского метро открылась 15 мая 1935 года – от «Сокольников» до «Парка культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Сегодня метрополитен – целый лабиринт, в котором было бы несложно заблудиться, если бы не подробная система подсказок.
Добро пожаловать в московское метро. Фото: globallookpress.com
«Город» — миллионник внутри мегаполиса – гиганта
За 8 месяцев 2018 года метрополитен Москвы перевез более 1,6 миллиарда пассажиров. Это на 32,3 миллионов больше, чем в прошлом году. Чтобы еще больше удивить вас цифрами, добавим, 32,2 миллионов – это население шести Санкт-Петербургов или более половины всех жителей Великобритании. Каждый день в московскую подземку спускаются более 6,5 миллионов человек.
Станция «Говорово», одна из самых новых в московском метро. Фото: globallookpress.com
Игры расстояний
Этот раздел будет интересен как новичкам в метро, так и тем, кому наскучило каждый день спускаться в подземку. Итак…
Самая глубокая станция метро – это «Парк Победы». Она вполне могла бы стать самой глубокой в стране со своими 84 метрами, однако звание перебил петербургский рекордсмен – «Адмиралтейская» спряталась на глубине в 86 метров.
Почти на поверхности находится станция «Печатники» — на глубине не более 5 метров. Впрочем, в Москве есть и вовсе открытые станции – среди наземных рекордсменов «Бунинская аллея», «Спортивная», «Измайловская» или, например, «Телецентр». Таких открытых станций более трех десятков.
Самый длинный эскалатор метро — 126,8 метров — находится у «Парка Победы», а наиболее долгий перегон, в 6 тысяч 625 метров, между станциями «Крылатское» и «Строгино». Тут же расскажем о самом коротком перегоне, всего 500 метров – найти его можно между «Выставочной» и «Международной».
Кстати, Московский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 до 1:00, кроме участка «Чеховская» — «Петровско-Разумовская», закрывающегося в 0:30. Фото: globallookpress.com
Только у нас
В часы пик интервал движения поездов сокращается до 90 секунд. И это абсолютный мировой рекорд. Если поезд задержится хотя бы на 1-2 минуты, забраться в вагон будет непросто. Поэтому любая задержка оперативно освещается в Twitter метрополитена. Впрочем, еще быстрее о давке в метро вам, наверняка, сообщат друзья в соцсетях, недовольные трафиком.
Долгое время рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона «Кузьминки» — «Рязанский Проспект». Этот результат удалось улучшить: при строительстве тоннелей от «Парка Победы» к «Кунцевской» рабочие за месяц прошли 650 метров.
Станция «Воробьевы горы» – единственная в мире, расположенная на мосту над рекой. Южный вестибюль станции расположен на правом (высоком) берегу Москвы-реки. Северный — на левом (низком). Кроме того, «горы» – еще и самая длинная станция. Чтобы преодолеть все ее 284 метра, понадобится 4 минуты.
Еще один рекордсмен. «Воробьевы горы». Фото: globallookpress.com
Кривая, роскошная и самая узкая
«Александровский сад» отличает радиус кривизны в 750 метров, и это делает станцию уникальной. Сад настолько кривой, что машинист, остановившись, не видит два последних вагона. Поэтому за безопасностью людей в данном случае особенно внимательно следит дежурный. Машинист едет дальше только после того, как он даст сигнал.
Самой роскошной станцией называют «Комсомольскую». Поскольку находится она ближе всего к трем вокзалам, сделать объект постарались максимально привлекательным – как своего рода ворота в город. Тоннель станции почти на 2 метра шире, чем у остальных «братьев» и «сестер». На потолке – запоминающаяся мозаика, стены обшиты гранитом красного цвета и плиткой. Над железнодорожными путями находятся пешеходные галереи.
Самой узкой станцией считается «Волгоградский проспект» – не более 4 метров в ширину.
«Комсомольская» считается самой роскошной станцией московского метро. Фото: globallookpress.com
Призраки и… крысы
Люди везде склонны искать тайны и мистику. Вот и в случае с московской подземкой истории о привидениях множатся изо дня в день. Появляются некие видео с подозрительными пятнами, из уст в уста передаются байки о заунывных голосах или шепоте призраков. Даже заверения сотрудников метро не успокаивают. Один из начальников Московского метрополитена когда-то давно, давая интервью, разочаровал журналистов:
«Метрополитен – весьма скучная организация. Призраков здесь нет, еще чего-то такого — нет, приведений — также нет. Я работаю в метро на протяжении восемнадцати лет — еще никого не встретил. Ищу ночами, кричу: «Где ты, родной?» Никого найти не удалось».
Когда заканчиваются истории о призраках, начинаются байки о монстрах метро. Например, совсем недавно в Сети тиражировали фотографию сотрудников метрополитена с гигантской крысой – на вид она больше, чем кошка. Врут? Ничего не можем сказать по этому поводу, но фото в «студии» имеется.
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о каком-нибудь событии из истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.
Men’s Health. Журнал
Недавно мы приступили к информированию населения о том, как выжить в катастрофе на общественном транспорте. Если ты вдруг пропустил — ищи на сайте главы о спасении в гибнущем самолете и туристическом автобусе.
Эксперт:
Андрей Легошин
Заместитель директора Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса
УПАЛ С ПЛАТФОРМЫ
1. «Не пытайся самостоятельно выбраться, если ты оказался на путях, — говорит Андрей Легошин. — Под платформой проходит контактный рельс, на который ты инстинктивно поставишь ногу для опоры». То, что от тебя останется после удара током и последующего переезда поездом, послужит наглядным примером для остальных смельчаков.
2. Постарайся добежать до начала платформы (именно до начала, а не навстречу поезду!), к расположенной на рельсах черно-белой рейке. Поезд останавливается задолго до нее, и ты сможешь в безопасности дождаться, когда тебя вытащат сотрудники метрополитена. И помни, интервал между поездами в московском метро в час пик — 90 секунд.
3. Если поезд уже близко — ложись в желоб между рельсами (такой есть в метро любой страны) и придержи полы одежды, чтобы они не зацепились за выступающие части вагонов. Глубина желоба позволит тебе в безопасности дождаться помощи. Лучше лечь лицом вниз, чтобы поберечь психику: надвигающийся сверху поезд — зрелище для экстремалов.
4. Не паникуй и не пытайся выбраться, когда поезд остановится над тобой, пока тебе не скажут этого сделать работники метро, обесточившие прогон, — про тебя не забудут, можешь не сомневаться, а вот внезапный толчок состава может причинить серьезное увечье.
24 минуты проспал в межрельсовом желобе одной из станций Пражского метро 1 марта 1997 года 32-летний чех. После того как сотрудники метрополитена приостановили движение поездов и извлекли бедолагу с путей, выяснилось, что он был, конечно же, в стельку пьян, «страшно устал и решил покемарить перед дорогой домой».
СТАЛ МИШЕНЬЮ ТЕРРОРИСТОВ
1. В вагоне не спеши хвататься за оставленные кем-то сумки или другие вещи, в надежде найти там пачку долларов и новый номер Men’s Health. Лучше выйди из вагона и сообщи о бесхозном багаже сотрудникам полиции. Пусть в случае благополучного исхода деньги и журнал достанутся саперам — согласись, их работа заслуживает поощрения.
289 человек погибли 28 октября 1995 года в тоннеле бакинского метро, это самый страшный инцидент за всю мировую историю подземки. На перегоне между станциями «Улдуз» и «Нариманова» в одном из вагонов загорелся тяговый двигатель, и запаниковавший машинист сдуру решил остановить состав в тоннеле. Возникла паника — люди давили друг друга в вагонах, а выбравшись, шли по направлению ветра и задыхались в едком дыму.
2. Если поведение кого-либо из пассажиров вызывает у тебя беспокойство, не поленись перейти в другой вагон, от греха подальше. Именно это спасло студента Артема Медведева во время теракта в московском метро 29 марта 2010 года. Артем решил уступить место стоящей беременной девушке, но та отказалась. Медведев заметил, что она страшно нервничает. Объяснив это положением, в котором находилась девушка, Артем тем не менее перешел в другой вагон на станции «Кузнецкий мост». Через несколько минут, на следующей «Лубянке», прогремел взрыв. То, что студент принял за растущий живот, оказалось поясом шахидки, начиненным болтами и кусками арматуры.
3. «Если злоумышленник чем-то себя обнаружил, не вздумай орать об этом на весь вагон, если не хочешь тут же услышать взрыв, — предупреждает Андрей Легошин. — Дождись ближайшей станции, выйди и как можно быстрее сообщи о террористе сотрудникам метрополитена, пока поезд не ушел. И не стоит думать, что все террористки — это закутанные в черное девы с безумным взглядом. Взрывником вполне может быть благообразная дама с сумочкой и в модных темных очках».
4. Если в вагоне прозвучал взрыв и ты легко отделался, тут же сообщи об этом машинисту по переговорному устройству. Если поезд двигается, не хватайся за ручку аварийного тормоза или открывания дверей — вполне возможно, вы успеете доехать до станции, где эвакуация не составит труда. Лучше постарайся помочь пострадавшим пассажирам и, если вагон загорелся, потушить пожар. В каждом вагоне есть два огнетушителя, они висят в противоположных углах салона. В крайнем случае, при сильном пожаре можно попытаться разбить лобовые стекла и перебраться в соседний вагон.
5. Если же горящий вагон остановился посреди тоннеля, немедленно выбирайся, открыв двери или выбив стекла. Не касайся металлических деталей поезда — они могут оказаться под напряжением. «Из вагона спрыгивай спиной вперед, ступни вместе, — объясняет Легошин. — Если спрыгнешь на некий источник тока, расставленные ноги замкнут цепь — и пиши пропало».
6. «Выбирая направление, в котором идти к станции, иди навстречу ветру, поток воздуха в тоннелях метро есть всегда, — говорит Легошин. — Ветер будет сбивать назад пламя и ядовитые газы, образующиеся при горении». Идти нужно строго посередине пути — ты ведь не забыл про контактный рельс? Выживший в пожаре в бакинском метро в 1995 году Элмин Абышев вспоминал, что именно неправильная организация движения погубила многих пассажиров, устремившихся против хода поезда и задохнувшихся в дыму.
7. Не сворачивай в технические коридоры: тоннели метро — не самое лучшее место для поиска приключений, тем более что за одним из поворотов тебя может встретить несущийся на скорости 60 км/ч поезд.
ЖИВУТ ЖЕ ЛЮДИ!
6 февраля 2004 года в 08:30 в московском метрополитене на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» прогремел взрыв. Машинист поезда Владимир Горелов применил экстренное торможение, но дать сигнал SOS не смог — в головном вагоне повредило связь.
Горелов выскочил из кабины и дозвонился до диспетчера с телефона, установленного в тоннеле; дождавшись, чтобы обесточили контактный рельс, открыл двери по обе стороны вагонов, сам пробрался в состав и принял участие в спасении пассажиров. Ни один человек при эвакуации не погиб. Рассказывают, кстати, что в одном из предыдущих терактов в метро другой машинист и его помощник заперлись в кабине поезда, закрыли глаза руками и сидели так, пока их не выковыряли из кабины спасатели.
Владимир Горелов награжден орденом Мужества, по сей день работает машинистом в электродепо «Сокол».
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
Опасность может подстерегать тебя не только в вагоне поезда или на платформе, но и при аварии на эскалаторе. Вспомним 17 февраля 1982 года, когда лестничное полотно эскалатора, спускающегося на станцию «Авиамоторная» столичной подземки, вдруг вдвое увеличило скорость. Аварийный тормоз не смог вовремя остановить полотно, и почти 100 человек, не удержавшись на ногах, покатились к нижней площадке эскалатора. В месиве из человеческих тел были раздавлены насмерть 8 пассажиров и 30 получили серьезные травмы. Вторая подобная авария, обошедшаяся без смертей, но с 9 пострадавшими, произошла 15 апреля этого года на станции «Комсомольская» (и в том и в другом случае причиной аварий стали ошибки техников).
Чтобы выбраться живым из подобных ситуаций, запомни два совета:
1. Стоя на эскалаторе, всегда крепко держись за поручень — он поможет тебе не упасть в случае резкой остановки или резкого ускорения.
2. Если эскалатор неожиданно начал ускоряться, то, не дожидаясь, пока тебя собьют падающие пассажиры, используй поручень в качестве опоры и запрыгивай на балюстраду — сейчас ее облицовка состоит из металлических пластин, которые способны выдержать человеческий вес. С балюстрады переберись на соседний эскалатор.
СТАТИСТИКА РИСКА
В 1996-2010 годах в авариях и при взрывах в московском метро погибли 106 и получили ранения 524 человека. Если учесть, что за эти годы пассажиропоток подземки составил почти 48 млрд человек, метрополитен может безоговорочно лидировать в списке самых безопасных видов общественного транспорта.