Как правильно сделать схождение колес
Развал-схождение своими руками: пошаговая инструкция
Развал-схождение своими руками возможно отрегулировать с помощью простых подручных средств. Данная статья посвящена тому, как сделать сход-развал своими руками, какие трудности наиболее часто встречаются при регулировании.
Неправильная регулировка развала-схождения своими руками может повлечь, к примеру, ускорение износа шин либо уклонение в правую либо в левую сторону автомобиля во время езды по прямой. Но вполне возможно в домашних условиях сделать развал-схождение правильно.
Развал-схождение: что это
Развалом называется угол, который образуют вертикаль и плоскость колеса. Посредством правильного развала обеспечивается плотный контакт между дорогой и шиной.
Схождением же называют угол, образуемый плоскостью колёсного вращения и направлением движения авто. Он определяет стойкость авто во время поворотов, а также интенсивность износа покрышек.
Отрицательные и положительные углы развала и схождения
Когда выполнять развал-схождение колёс
Регулировка развала-схождения должна осуществляться дважды ежегодно, в моменты сезонной замены шин. В течение этого времени можно многократно попасть в яму либо наехать на бордюр, что приводит к расшатыванию ходовой и к изменению углов.
Вовремя проведённая регулировка обходится гораздо более дёшево по сравнению с новыми шинами. Автомобилисты в СССР делали это, не применяя какие-либо стенды и компьютеры, используя гаечные ключи, штангенциркуль, отвес и нить.
Как сделать развал-схождение в домашних условиях
Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.
Диагностика ходовой системы автомобиля
Имеют значение 3 фактора, в значительной мере определяющие углы установки автомобильных колёс:
- Состояние ходовой.
- Давление внутри покрышек.
- Загруженность авто.
До регулировки развала-схождения необходимо проверять давление внутри шин, чтобы удостовериться в том, что багажник пуст. Во избежание лишних работ по регулированию развала-схождения по окончании ремонта ходовой нужно (перед тем, как разбирать подвеску) отметить каждое разъединяемое соединение.
Желательно для этого использовать зубило, керн либо краску. Нужно ещё посчитать количество оборотов, происходящих во время выворачивания из рулевых тяг наконечников.
Сход-развал своими руками
Последовательность действий определяется конструкцией подвески и системы рулевого управления. Чаще всего нынешние авто оснащены передней подвеской МакФерсон, а также рулевым управлением реечного типа.
Данный вариант требует первоочередного рассмотрения. Как сделать сход-развал своими руками – пошаговая инструкция:
- Установить автомобиль на специальную яму с обеспечением для себя беспрепятственного доступа к рулевым тягам. Во время работы важно придерживаться норм безопасности, а также учитывать, что неоднократно потребуется вылезти из ямы, а затем спуститься в неё снова.
- Убедиться, что каждая часть ходовой совершенно исправна. При обнаружении неисправных рычагов, тяг, сайлентблоков, шаровых опор первоначально требуется их замена. Иначе Вы только зря потеряете силы и время.
- Проверить и выравнять давление в каждой автомобильной покрышке. Убедиться, что диски колёс являются целыми, а шины имеют одинаковую размерность.
- Отпереть замок колонки руля и повернуть каждое колесо из одной крайней позиции в другую. Затем установить эти колёса в центральное положение. Это нужно для того, чтобы поставить каждый компонент на своё место.
- Найти и отметить среднюю точку посредством измерения дистанции от одной шаровой опоры до другой и деления её на 2.
- Сделать замеры колёс на внутренней стороне. Измерять нужно не шины, а диски. Вначале следует определить дистанцию от одной передней кромки до другой, затем — от одной задней кромки до другой. Полученная разница позволяет вычислить угол развала. Затем он сверяется с той информацией, которую содержит техническая спецификация.
- В случае нарушения параметра нужно ослабить контргайки рулевых тяг, затем, покрутив муфты соединения, отрегулировать их. Необходимо, чтобы угол установки правого колеса совпадал с углом установки левого. Подтверждение этого возможно при проведении замеров от точки посредине до каждой из сторон и выполнения повторных вычислений. Затем следует затянуть контргайки.
- Если требуются проверка и регулировка развала, сделать замеры понадобится на внешних поверхностях дисков, так как внутри бывают препятствия в виде конструктивных частей авто. С этой целью следует взять отвес или большой треугольник с предварительным построением перпендикуляра к колёсной оси.
- Замеряется и высчитывается разница между краями колёсного диска — нижним и верхним. На основании результата вычисляется угол.
- Самыми популярными видами устройств для регулирования развала-схождения являются вращающиеся эксцентрики и подкладные пластины.
Путём вращения эксцентриков либо вставки пластин следует добиться нужных параметров. Чтобы обеспечить беспрепятственный доступ к эксцентрикам и пластинам, часто приходится колёса снимать, и после замеров устанавливать снова.
Рекомендации
Вышеперечисленное касается и тех машин, которые имеют подвески других типов. При разных особенностях конструкции отдельных составляющих бывают и значительные различия:
- Авто, в которых отсутствует реечный привод, а его функцию выполняют рулевая трапеция и редуктор, подразумевают особое внимание ко втулкам и к маятниковому шарниру. От износа этих деталей зависит регулировка. Выявление его возможно исключительно тогда, когда элементы находятся в определённом положении.
- У автомобилей, имеющих шкворневую подвеску, во время регулирования развала-схождения с помощью эксцентрика происходят изменения и в кастере, который потребуется контролировать.
- В ряде моделей авто регулируется развал-схождение колёс и спереди, и сзади. В большей части случаев данный фактор изменяется посредством вращения муфты соединения, которая устанавливается на поперечную тягу.
- В полноприводном автомобиле с передним неразрезным мостом регулирование развала-схождения вообще не предусмотрено.
После того, как завершена регулировка, следует подумать, какие диски для колёс предпочесть. Они могут быть литыми либо штампованными. Первые существенно уменьшают нагрузку, которую испытывает подвеска, вторые являются более практичными.
Развал-схождение колес своими руками: пошаговая инструкция
Развал-схождение сегодня делают на любом пункте СТО. Для этого там имеется специальное оборудование. Обычно процесс не занимает много времени и выполняется с помощью электроники. Сама по себе услуга стоит недорого, поэтому многие автолюбители и знать не знают, как выполнить данную процедуру своими руками. Тем не менее сложного тут ничего нет, правда, важна точность. Только правильно отрегулированная колесная база будет залогом успеха.
Чем чревата не отрегулированная база колес?
Необходимо понимать, что развал-схождение ВАЗа, «Ниссана», «БМВ» и авто любой другой марки выполняется практически одинаково. Если данную процедуру периодически не проводить, то может случиться беда. Во-первых, транспортное средство начинает вести в сторону, что уже нехорошо. Во-вторых, значительно повышается износ покрышек. В зависимости от того, насколько сбито схождение или развал, будет стираться то внешняя сторона покрышки, то внутренняя. Да и вообще, не отрегулированная колесная база приводит к тому, что теряется уверенность в управлении автомобилем, а динамические показания значительно снижаются, при этом расход топлива повышается. Тем не менее если приезжать на СТО после каждых 5-10 тысяч километров, то всего этого можно избежать. Но если автосервиса поблизости все же нет, а работу выполнить нужно, то тут можно справиться и своими силами.
Основные понятия и термины
Развал – это угол наклона между плоскостью вращения колеса и его вертикалью. При этом развал бывает положительный и отрицательный. Первый вид характеризуется тем, что верх колеса направлен наружу. Второй, наоборот, тем, что колесо несколько наклонено внутрь ТС.
Угол наклона шкворня, так называемый кастр, отвечает за стабилизацию колес во время движения. Поэтому специалисты рекомендуют выполнять развал-схождение каждые 5-10 тыс. километров. Но бывают внеплановые случаи, когда колесную базу необходимо регулировать срочно, к примеру, если есть деформация диска колеса из-за механического повреждения.
Развал-схождение: цена и кое-что еще
Как было отмечено выше, в настоящее время практически на каждой СТО делают регулировку колесной базы. Для этого там имеются специальные стенды, на которых и выполняются работы. Что же касается стоимости услуг, то она стартует от 400 рублей. Причем сегодня очень популярна компьютерная отладка развала-схождения. Ключевая особенность такого метода заключается в большой точности регулировки углов. Правда, стоимость компьютерного метода обычно начинается от 500-600 рублей, но оно того стоит. К примеру, проверка и регулировка одной оси легкового транспортного средства обойдется примерно в 400 рублей. Двух осей — в 800 рублей. Если же нужно выполнить проверку и регулировку коммерческого транспорта, то за одну ось придется отдать 800 рублей, а за две – тысячу. В принципе, таковы примерные расценки на развал-схождение. Цена может отличаться в зависимости от выбранного сервиса. Сроки выполнения работ – от получаса до часа. Это зависит от сложности и некоторых других факторов.
Что нужно для начала работ?
Вы должны понимать всю серьезность выполняемой процедуры и отнестись к ней максимально ответственно. Вам это нужно в первую очередь. Для выполнения регулировки углов наклона потребуется не так много. Во-первых, автомобиль необходимо поставить на смотровую яму. Во-вторых, обзаведитесь шнуром с отвесом и небольшим кусочком мела. Также желательно иметь при себе обычную измерительную линейку и набор инструментов для ТС (ключи, отвертки и т.п.).
После этого постарайтесь стать на смотровую яму так, чтобы колеса смотрели максимально прямо. Сделайте снизу и сверху отметки с помощью мела. Потом используйте шнур с отвесом. Его прикладывают к крылу ТС, а затем измеряют расстояние между шнуром и ободом вблизи отметок. Допустимая разница – 3 мм.
Самостоятельная регулировка. Развал-схождение отладим у себя в гараже
После проведения вышеописанных действий вам необходимо вывернуть руль и немного прокатить ТС. При этом метки должны повернуться на 90 градусов. Процедуру желательно повторить еще раз и записать результаты. Это необходимо для так называемой чистоты замеров. Дело в том, что ни поверхность, ни крыло или колесо не являются идеально ровными, а в нашем случае нужно стараться свести погрешность к минимуму. После этого выполняется снятие колеса и ослабление поворотного кулака с амортизатором.
Поворотный кулак необходимо сдвинуть вовнутрь или наружу, что зависит от направления, которое было получено в результате проведенных измерений. После колесо и кронштейн закрепляются. В принципе, после выполнения такой несложной процедуры мы должны были добиться правильного угла развала. Но стоит помнить о том, что есть допустимые погрешности. Для заднеприводных машин это +1/+3 мм, а для переднеприводных -1/+1 мм.
Как выставить схождение
После того как угол развала был отрегулирован, необходимо заняться схождением. При этом обязательно установить автомобиль на ровную поверхность и вывернуть колеса в положение «прямо». На внутренней стороне покрышки делаются отметки в виде точек. Их необходимо ставить вплотную к диску. Кстати, для выполнения работ вам понадобится телескопическая линейка — это будет ваше самое главное оборудование. Развал-схождение без такого приспособления выполнить невозможно.
Концы линейки устанавливаются к отметкам и фиксируются. При этом она не должна касаться деталей кузова. Дальше необходимо совместить отметку «0» и неподвижную шкалу на линейке. Чуть-чуть передвигаем ТС вперед, так чтобы двигалась линейка, но при этом ничего не касалась. Дальше нужно проверить показания. Если расстояние между колесами сократилось, то рулевые тяги надо несколько укоротить, и наоборот. Регулировка длины тяг выполняется с помощью муфты.
Вот мы, в принципе, и разобрались с тем, как отрегулировать развал-схождение ВАЗ. Своими руками работы можно проводить и на ТС других марок. Но на иномарках точность должна быть выше, и погрешности практически недопустимы. При этом машины зарубежного производства проходят подобную регулировку реже, чем отечественные. Но плохие дороги рано или поздно дают о себе знать. В принципе, сложного ничего нет, но понадобится немного времени и смекалка. Если же нет желания заниматься таким делом, то езжайте на СТО и потратьте на развал-схождение 500 рублей. Учитывая низкую периодичность выполнения подобных регулировочных работ, это не так уж и много.
Проверяем и регулируем развал-схождение своими руками
Ходовая часть авто — это сложный компонент с множеством параметров. Любое вмешательство в неё приведёт к изменению углов установки колёс. В результате поведение машины на дороге меняется в худшую сторону: затрудняется прохождение поворотов, авто может вилять при торможении и разгоне, становится трудно направлять его в определённую сторону, возникают заносы. Чтобы исправить проблему, прибегают к развал-схождению. Можно ли сделать его своими руками и что для этого нужно?
Что такое развал-схождение
Развалом колеса именуют угол между его центральной плоскостью и поверхностью дороги. Он напрямую влияет на качество сцепления и точность контроля авто. Если всё настроено правильно, колёса будут поворачивать именно туда, куда вы его направите.
Схождение — разница в расстояниях между крайними передними и задними точками колёсных дисков. Она измеряется в миллиметрах или градусах. Схождение влияет на срок службы покрышек. Если оно неправильное, шины быстро придут в негодность.
Ещё одним важным параметром колеса является кастер, т. е. продольный наклон шкворня. Он влияет на точность контроля авто и способность колёс к самобалансировке. Если кастер отрегулировать неправильно, возникнут трудности с рулевым управлением.
Развал-схождение — это регулировка перечисленных параметров для обеспечения управляемости и снижения износа покрышек.
Регулирование развал-схождения на стенде в автосервисе
Когда и зачем это вам нужно
Производители рекомендуют владельцам иномарок проводить процедуру каждые 30 000 км пробега, а обладателям отечественных авто — каждые 15 000 км. Срок может уменьшаться, если машина эксплуатируется в сложных условиях и часто ездит по плохим дорогам. В ряде случаев может потребоваться внеплановая процедура:
- если диск смялся при въезде в яму на высокой скорости;
- если проводился ремонт ходовой;
- если на машину поставили укороченные пружины или клиренс менялся по другим причинам, были установлены автобаферы;
- если при езде ясно чувствуется «увод» авто в сторону;
- если покрышки начали изнашиваться гораздо быстрее;
- если руль плохо возвращается после преодоления поворота.
Что вы получите по результатам развал-схождения?
- Улучшится курсовая устойчивость машины. При езде по прямой транспорт будет двигаться только вперёд, без смещения в сторону.
- Автомобиль станет более манёвренным, пропадут сильные заносы, упростится управление.
- Снизится расход топлива, возрастёт срок эксплуатации покрышек.
В зависимости от назначения может быть выбран тот или иной вид развала колёс
Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле
Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.
- При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
- Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
- Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
- При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение. Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
- Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.
Неравномерный износ покрышек — один из признаков необходимости развал-схождения
Развал-схождение задних колёс
Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах. Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать. Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.
Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу — это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.
Проблемы ходовой и настройка параметров колёс
Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту. Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:
- сайлентблоков;
- наконечников рулевых тяг;
- рычагов подвески.
Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.
Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины
Оптимальное значение для легкового автомобиля — либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью). Возможна установка положительного значения — от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов. Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.
У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.
Положительный и отрицательный развал
Регулировка развала и схождения без визита в автосервис
Подготовка
Приготовьте следующие предметы:
- телескопическую линейку для проверки сход-развала;
- мел;
- шнур с отвесом;
- стандартный набор ключей автомобилиста.
Линейка для измерения схождения. Когда-то ей комплектовался каждый автомобиль
Работы следует выполнять на площадке без неровностей. Желательно, чтобы на ней располагался подъёмник, но подойдёт и яма.
Сначала надо определить, насколько точен имеющийся показатель развал-схождения. Для этого ставим машину на ровную площадку, поворачиваем руль в одну сторону, пока он не упрётся в преграду, и делаем метку мелом на его середине. Затем вращаем рулевое колесо в обратную сторону (тоже максимально), считая количество понадобившихся для этого оборотов и окружностей. Результат делим на 2 и поворачиваем руль обратно на полученное число оборотов. Если в результате руль установлен в привычное вам положение, всё в порядке. Если нет — придётся заняться настройкой рейки.
Регулирование рулевой рейки своими руками
- Снимите руль, отвинтив гайку.
- Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
- Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их. Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.
Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.
Схождение (со схемой)
- Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
- Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке — они должны располагаться рядом с дисками.
- Создайте в линейке предварительное натяжение. Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.
- Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
- Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.
- Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше — нужна регулировка.
- Ослабьте контргайки на рулевых тягах. Поверните муфту, чтобы изменить длину тяги.
- Затяните контргайку и снова измерьте показания. Повторяйте, пока не получите нужный результат (т.е. от нуля до ± 1).
Вращаем контргайку для установки оптимального схождения
Развал: советы по самостоятельному проведению
Этот процесс труднее, чем регулировка схождения.
- Поднимите автомобиль, чтобы его колёса не касались земли.
- Установите колёса в положение для езды по прямой.
- Мелом сделайте пометки в максимально верхней и самой нижней частях обода колеса.
- Разместите на крыле шнур с грузом — таким образом, чтобы он и ваши пометки располагались в одной плоскости. Измерьте расстояние от шнура до каждой метки (мерить надо расстояние от шнура до диска, т.е. ориентируйтесь по нижней части метки). Запишите результат.
- Немного прокатите машину вперёд, чтобы колёса провернулись на 90 градусов. Сделайте новые метки в верхней и нижней частях, повторите процедуру с грузом и линейкой. Опять запишите результат.
Так надо мерить расстояние от колеса до шнура с отвесом
Разница в расстояниях между шнуром каждой из меток должна составлять ± 1 мм для машин с передним приводом и ± 3 мм в авто с задними ведущими колёсами. Если это так — с развалом всё в порядке. Если нет — выполните следующие действия.
- Домкратом приподнимите авто. Снимите колесо. Открутите 2 болта, которые присоединяют кронштейн амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
- На поворотном кулаке расположен специальный болт. При его повороте деталь будет двигаться внутрь или наружу. Ваша задача на этом этапе — разместить кулак таким образом, чтобы колёса заняли правильное положение.
- Подтяните болты и поставьте колесо на место. Прокатите автомобиль вперёд на пару метров. Опять подвесьте шнур и измерьте расстояние от него до меток. Если расстояние нормализовалось, вы справились с регулировкой развала. Если нет — снимите колесо и повторяйте действия с поворотным кулаком до победного.
Видео: Как можно сделать проверку и отрегулировать развал-схождение на ВАЗ 2110
Главное, что требуется для самостоятельного развала-схождения — это точность и аккуратность. Внимательно следите за каждым показателем, от правильности замеров зависит успех всей работы.
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
Здесь имеются неточности, которые требуют пояснения и исправления. Например, в основной части, в определении развала-схождения указано что схождение влияет только на срок службы покрышек. На самом деле схождение больше влияет на управляемость автомобиля, чем развал. Кастер это угол продольного наклона оси поворота передних колёс, а не только шкворня(подвески бывают разных типов). При неправильной регулировке кастера будут не просто трудности с рулевым управлением, а вполне конкретные последствия — изменение усилия возврата колёс в прямолинейное положение. Считаю необходимым обязательно указать читателям, что у половины легковых автомобилей (если не большей части) развал и кастер устанавливается производителем сразу и навсегда и регулировке не подлежат. В «развал-схождение задних колес» написанное может вообще навредить автомобилистам. В многорычажной задней подвеске (а именно в ней предусмотрены регулировки углов установки колёс) категорически нельзя устанавливать свои, не рекомендованные производителем углы развала и схождения, во избежание не только нештатной управляемости, но и выхода из строя деталей подвески, т.к. это не спортивный болид, предусматривающий подобные эксперименты, и уж тем более рекомендовать это новичкам. Всё что описано как самостоятельная регулировка развала и схождения совершенно неприемлемо по точности, в сравнении с результатами работ на стенде углов установки колёс и может рекомендоваться лишь как временная мера, при внезапной необходимости замены детали влияющей на регулировку развала и схождения, когда необходимо как-то доехать до сервиса со стендом. Об этом необходимо сразу предупредить читателя. Танатаров Рашид
Как правильно сделать развал-схождение колес автомобиля
Статья о том, как правильно выполнить развал-схождение колес машины — тонкости выполнения процедуры. В конце статьи — видео про сход-развал автомобиля.
Содержание статьи:
- Определяемся с формулировками
- Признаки нарушения положения колёс
- Самостоятельное выполнение корректировки
- Видео про сход-развал
Положение колёс машины играет очень важную роль при движении как прямолинейном, так и в ходе выполнения поворотов. Сегодня, пожалуй, нет такой СТО, в которой не выполняли бы настройку углов развал-схождения. Но эту операцию вполне можно выполнить самостоятельно.
Определяемся с формулировками
Показатель развала колёс
Угол развала колёс – это величина угла, образованного вращающейся плоскостью колеса и его условной вертикалью. От величины данного показателя зависит, в каком положении будут находиться колёса автомобиля при прохождении поворотов, и, соответственно, насколько чётко машина будет проходить поворот.
Различают отрицательное и положительное значение данного показателя: в первом случае верхняя плоскость колеса является внутренней относительно плоскости его вращения, во втором случае она соответственно будет находиться с наружной стороны.
Показатель схождения колёс
Показатель угла схождения колёс определяется как величина между вектором направления движения машины (если смотреть на неё сверху) и плоскостью, в которой происходит вращение колёс. От этого значения будет зависеть, насколько транспорт управляем и стабилен на дороге.
Наклон колёс «внутрь» кузова машины (если рассматривать проекцию авто сверху) называют положительным схождением, наружу – отрицательным.
Кастер
Ещё одна характеристика положения колёс автомобиля – кастер, который составляет угол между амортизатором в Макферсоновой подвеске и наклоном колёсного поворотного кулака. Также кастер определяют как наклонный угол поворотной оси колеса. Проводя аналогию с передним колесом велосипеда, это угол наклона рулевой вилки: чем более вилка «лежит», тем больше велосипедный руль будет тяготеть к тому, чтобы принять положение «прямо».
Большинство моделей авто сконструированы таким образом, что кастер составляет 6 градусов и не подлежит корректированию, поэтому далее будем рассматривать только работу со сходом-развалом.
Важность правильного положения колёс автомобиля
Настройка схождения и развала колёс имеет очень большое значение. От того, насколько правильно отрегулировано положение колёс автомобиля, будет зависеть целый ряд характеристик авто:
- устойчивость машины к заносам и переворачиванию в ходе движения;
- маневренность и управляемость автомобиля;
- экономичность в плане расхода топлива;
- ресурс автомобильных шин.
Положение колёс автомобиля изменяется, если:
- были выполнены ремонтные операции, затронувшие подвеску или систему рулевого управления автомобилем;
- машина на дороге «поймал» яму, вследствие чего деформировался диск;
- автомобиль получил сильный удар;
- машина долгое время передвигалась по неровной дороге;
- пришли в негодность тяги и рулевые наконечники;
- увеличился люфт продольных и поперечных тяг и сайлент блоков рычагов;
- погнулся мост (в случае моделей с неразрезным мостом);
- износился ступичный подшипник;
- неисправна шаровая опора поворотного кулака;
- неисправна опора амортизатора в кузовной чашке.
Признаки нарушения положения колёс
В техническом руководстве к модели авто, как правило, указывается, через сколько километров пробега рекомендовано провести плановую диагностику показателей развала и схождения.
Но на практике данная цифра становится очень условной, поскольку автомобиль может эксплуатироваться в различных условиях. Поэтому для того, чтобы определить необходимость проведения диагностики, следует руководствоваться следующими признаками:
- если колёса занимают прямое положение, перекладина руля остаётся смещенной в какую-либо сторону от горизонтали;
- на прямом ровном участке дороги, если отпустить руль, машина уходит в сторону;
- на прямом курсе автомобиль «рыскает» и ведёт себя неустойчиво;
- поворот руля отрабатывается с запозданием;
- рулевое управление слишком неподатливо («тугой руль»);
- при исправных тормозах машина при заносится в сторону на резком сбросе скорости;
- на длительных поворотных радиусах колёса касаются подкрылков;
- руль не принимает нормальную позицию при завершении автомобилем поворотного маневра;
- в процессе движения авто покрышки нетипично шуршат;
- шины автомобиля изнашиваются неравномерно (при том условии, что давление в них поддерживается в пределах требуемой нормы).
Самостоятельное выполнение корректировки
Подготовка к выполнению замеров и последующей настройки
Для проведения самостоятельных работ по корректировке углов положения колёс транспортного средства потребуется максимально ровная горизонтальная площадка, оборудованная смотровой ямой. Также нужно приготовить следующий инструмент и вспомогательное оборудование:
- набор водительских инструментов;
- отвесный шнур либо строительный уровень, кусок мела;
- складная измерительная линейка или рулетка;
- моток прочной верёвки или гибкой проволоки;
- два бруса с ровной поверхностью, по 60 см длиной;
- две скользящие опоры под автомобильные колёса (можно изготовить из 4 металлических пластинок, смазав каждую пару пластин между собой солидолом, чтобы обеспечить наилучшее скольжение).
Наличие скользящих опор крайне важно для выполнения операции регулировки, поскольку при настройке второе колесо должно быть неподвижно!
Диагностику подвески также лучше выполнить до корректировки углов развала-схождения.
Машина устанавливается на размещённые на одном уровне скользящие опоры. На данном этапе крайне важно убедиться, что машина стоит на абсолютно ровной поверхности, в противном случае измерения будут проводиться с существенной погрешностью, что недопустимо. Руль автомобиля должен стоять ровно; лучшим решением будет его зафиксировать. Машину установить на стояночный тормоз.
Развал
Как правило, необходимость корректировки развала передних колёс возникает у авто, имеющих многорычажную подвеску.
Если показатель неудовлетворительный, положение колеса следует скорректировать, применяя ключи и используя регулирующие механизмы.
Схождение: работа с передним мостом
Для передних колёс корректировка показателей схождений выполняется за счёт корректировки длин рулевых тяг. Изменение рулевых тяг осуществляется путём вращения рулевого наконечника и муфты.
Второй способ – измерение дистанций от натянутой бечёвки до колеса. Нормальное схождение для легковых авто составляет в среднем 0 – 0,25 градуса, что для каждого колеса составит 0-1 мм.
Для корректировки отпустить контрагайку и, вращая рулевую тягу, нужно выставить нужное расстояние, которое составит необходимый угол.
Схождение: работа с задним мостом
Схождение задних колёс можно отрегулировать только в той ситуации, если модель машины оснащена задней подвеской независимого типа. Регулируются колёса корректирующими расстояние тяги эксцентриковыми болтами, или вращение муфт с той же целью. Схождение задних колёс должно быть 0-0,5 градусов.
Окончание настройки
После того, как все манипуляции выполнены и углы развала и схождения скорректированы, следует в обязательном порядке сместить машину на один метр назад и вперёд. Назначение данной технологической операции — сбросить возможное напряжение в системе подвески и в автомобильных шинах. После этого нужно повторно установить автомобиль в горизонтальное положение, закрепить руль, активировать стояночный тормоз и выполнить все контрольные измерения. Если показатели остались неизменными или «поплыли» незначительно, при этом оставаясь в пределах нормы, — работа выполнена.
Корректировка показателей схождения и развала с использованием специального оборудования
Первый стенд, на котором производились корректировки углов положения колёс авто, был внедрён в США инженером-автопроектировщиком Ли Хантером. Он получил название оптического, поскольку в нём для определения углов наклона колёс применялись сфокусированные лучи. В 1969 году стенд перевели на компьютерные технологии, а спустя четверть века на смену оптическому стенду пришли 3D технологии.
Важную роль в процессе наладки играет опыт и квалификация специалиста, проводящего настройку. Зачастую «ручное» квалифицированное выполнение работ оказывается гораздо более качественным, чем применение «умной» техники.
Итак, настроить развал-схождение автомобильных колёс вполне возможно своими руками. Но в случае, если вы не слишком уверены в своих силах, или же имеете дорогую машину с недешёвыми шинами, лучше после самостоятельной настройки обратиться к профессионалам, которые смогут выполнить качественную диагностику.
Видео про сход-развал:
Dzhiper89 › Блог › Как сделать развал-схождение колёс своими руками
Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.
Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.
В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.
Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс и как от них зависит поведение машины на дороге?
Развал-схождение – что это такое?
Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).
Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.
У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).
Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.
Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.
Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.
В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.
Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.
Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками
Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:
Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля).
Давление в шинах.
Загрузка машины.
Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента 🙂
В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.
Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.
Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.
На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.
Регулировка угла схождения колес
Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
Проверьте показания.
Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.
Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.
Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.
После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.